Вы бывали в единственном в России музее эмальерного искусства?

Вы бывали в единственном в России музее эмальерного искусства?

Фотоотзыв из Ярославля

КОСТРОМАТУРС /23 июля 2020г./

Услышала красивую историю и тут же поверила. И даже решила, что она вполне может статьи частью моей личной истории. Но все пошло не так. Вернее, закончилось, практически, не успев начаться. Но это не омрачило приятных впечатлений от знакомства с Международным творческим центром «Эмалис» в Ярославле.
Мастер-класс в единственном в России музее эмальерного искусства входил в программу пресс—тура, организованного Союзом городов Золотого кольца 16-17 июля. Кстати, первой такой профвстречи с коллегами после пандемии. И хорошо, что она началась с удивительного прекрасного древнего искусства и людей, бесконечно влюбленных в свое дело.

Двухэтажный дом с неприметным фасадом на Тверицкой набережной в Ярославле на самом деле внутри живет потрясающе богатой, наполненной яркими красками, вдохновением и творчеством жизнью. Сюда можно прийти на экскурсию в музей либо в поисках подарка — уникального авторского, ручной работы, единственного в мире – второго такого точно ни у кого не будет. Или совместить все это, записавшись на мастер-класс по горячей эмали.

Около десяти тысяч туристов побывали здесь в прошлом году, более половины попробовали себя эмальерами. Этот год, даже за вычетом коронавирусных месяцев, вряд ли сделает «Эмалис» менее популярным. Смотрите на фото: две группы одновременно, на подходе следующая и постоянные телефонные звонки с просьбой записаться на удобное время.

Изделия, выполненные с использованием горячей эмали, в основном, это украшения, создавали в Греции и на Кипре. Самым ранним находкам более трех с половиной тысяч лет. Были свои мастера и в древней Руси. Причем, профессия считалась очень сложной, передавалась от отца к сыну и владели ей преимущественно мужчины. В начале двадцатого века мастера эти стали большой редкостью. А в советское время единственным предприятием в стране, которое продолжало работать с техникой горячей эмали, была «Ростовская финифть» в Ярославской области.

В наши дни самый крупный эмальерный центр Европы находится в Венгрии, а в России – это «Эмалис» в Ярославле. Два раза в год здесь проводятся двухнедельные симпозиумы. Художники со всего мира приезжают творить, обмениваться опытом, заряжаться друг от друга энергией. Это чудо, созданное фантазией и закаленное огнем.

Обязательно одну свою работу мастера передают в коллекцию музея. В ней собраны картины не только отечественных художников, но также из Бельгии, Германии, Голландии, Италии, Испании, Японии, Китая.

Произведение искусства может получиться не только от работы кистью. Украинской художнице Татьяне Колечко удалось «запечь» портрет Леонардо да Винчи, выполненный карандашом.

А композиция «Мир» художницы из Германии Ритман Фишер является своего рода символом и объединяющим началом потрясающего международного творческого сообщества эмальеров.

Техника горячей эмали в ювелирных изделиях восхищает, но не менее потрясает и мастерство владеющих искусством портретной живописи. Несколько образцов есть в музее. Их выполняют на заказ. Стоимость одного небольшого портрета начинается от 150 тысяч рублей.

Теперь от созерцания перейдем к практической части. На мастер-классе вам подробно расскажут о технологии росписи красками на основе стекла по медной основе. И вы сами, самостоятельно сможете создать картину или кулон. На ваших глазах мастер обожжет изделие в муфельной печи при температуре до 800°С.

— Ух ты, что получилось!
— ээээ… я немного другого ожидала, конечно!
— здорово! Неужели это я сам такое сотворил?
— красиво как и необычно!
Примерно такие возгласы звучат, когда мастер вручает ученикам их творения. А если еще кто запомнил в самом начале, что изделия, выполненные в технике горячей эмали «живут» и не тускнеют, не портятся и не крошатся даже через три тысячи лет, тот с особым чувством вертит на ладошке собственноручно сделанный раритет.

Нашей группе повезло. Во время мастер-класса к нам заглянул основатель, идейный вдохновитель, бессменный руководитель и «двигатель» Международного творческого центра «Эмалис», Народный художник России Александр Андреевич Карих.

Картины из горячей эмали невозможно испортить! Опережают художники вопросы неуверенных в себе новичков. Если в голове нет готового сюжета, то абстракция и хаотичное смешение красок – на выходе дает неповторимый результат. За сорок минут погружения уже даже кажется, что у тебя вырабатывается собственный стиль и почерк. Но, конечно, это только кажется. В начале знакомства наш наставник Михаил очень образно описал происходящее на мастер-классе: «Вы попали в такую машину времени. Ведь изделие из эмали живет 3,5 тысячи лет. Подумайте, какое послание вы отправляете в будущее!».

Такой кулон, действительно, может стать нашей семейной реликвией, с улыбкой думала я, тщательно размешивая краску в стаканчике и потом старательно накладывая ее кисточкой на медную пластинку. Подарю его своей дочке, она потом своей… Но, видимо, плохо старалась или оказалась слишком самонадеянной) Красивая история осталась только на словах, а поделка моя до Костромы так и не доехала.

Но ведь у каждого, кто читает этот рассказ, обязательно будет своя история и свои впечатления.
Мне понравилось и друзьям я рекомендую! Спасибо Союзу городов Золотого кольца за приглашение в Ярославль и Международный творческий центр «Эмалис».

ТЕКСТ АНАСТАСИЯ ФИШЕР
ФОТО АНАСТАСИЯ ФИШЕР, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВ

Идеи для подарков в сувенирной лавке

Help us improve the translation for your language

You can change any text by clicking on (press Enter after changing)

X