Встречала весну на колокольне. Знакомство со старинным храмом в с.Баран

Встречала весну на колокольне. Знакомство со старинным храмом в с.Баран

Подняться на колокольню – всегда очень интересно, целое приключение – сколько бы тебе не было лет. Здесь и свобода парящих птиц, и простор раскинувшихся далеко-далеко за горизонт полей и лесов, и особое ощущение времени, и желание осознать – так что же чувствовали, зачем складывали кирпичик к кирпичику эти башенки, устремленные в небо, глубоко верующие люди.

КОСТРОМАТУРС /27 марта 2021г./
Храм во имя апостола Иоанна Богослова находится в селе Баран Судиславского района Костромской области. О том, что такой населенный пункт под Костромой существует, я раньше и не подозревала. Церковь – да, обращала внимание – ее видно, когда едешь по объездной дороге из Судиславля в сторону Галича. Еще интересно, что они со Спасо-Преображенским собором (на Соборной горе в Судиславле) немного похожи. Белые с высокими колокольнями, стоят наискосок друг от друга через немалое расстояние, но как бы в одном радиусе и каждый на своем холме.

Подняться на колокольню – всегда очень интересно, целое приключение – сколько бы тебе не было лет. Здесь и свобода парящих птиц, и простор раскинувшихся далеко-далеко за горизонт полей и лесов, и особое ощущение времени, и желание осознать – так что же чувствовали, зачем складывали кирпичик к кирпичику эти башенки, устремленные в небо, глубоко верующие люди.

Действующая церковь Иоанна Богослова конца XVII века значится первой в перечне архитектурных памятников и объектов историко-культурного наследия в туристском паспорте Судиславского района. Первой, может, потому что на букву «а», так как это ансамбль, включающий церковь и ограду с воротами. Сейчас они побеленные, нарядные. Видно заботливую руку настоятеля и теплое отношение прихожан.
По периметру сохранились фрагменты ограды – невысокие колонны из красного кирпича с конусообразным верхом.

Внутри скромно, но как-то очень празднично. Может быть, за счет белоснежных сводов. Они не расписаны, а были когда-то. Отец Роман Куртов рассказал, что в советское время (в храме не служили около 50 лет) люди приходили и сбивали краску и побелку со стен, чтобы курей дома кормить.
По той же причине, на хозяйственные нужды разобрали и кирпичи с ограды, и утащили чугунные плиты с пола. Но по-настоящему вандальным был поступок сейчас уж неизвестных людей, кто порубил топором лик местночтимой иконы Казанской Божией матери.
Следы эти видны и сейчас. Не с укором и назиданьем смотрит Богоматерь спокойным мудрым взором своим, а как бы соглашаясь принять долю свою и дальше оставаться образцом смирения и непоколебимости веры.

Издалека кажущийся ажурным, на деле так и есть – резной иконостас, как кружевами легкими узорами выложен до самого верха. Это авторская работа священника, он сейчас служит в одном из приходов Московской епархии.

Красивые деревянные скульптуры ангелов начала 19 века принесены сюда из закрытых храмов Судиславского района. Так же как и иконы «Воздвижение креста Господня» и «Коронование Пресвятой Богородицы». Не удивляйтесь, они временно стоят на полу, пока не закончился ремонт.

В храме во имя апостола Иоанна Богослова служил священномученик иерей Василий Разумов. По обвинению в «антисоветской и антиколхозной деятельности» его арестовали и отправили в лагеря, а позднее, в 1937 году расстреляли. Был он родом (1879г.) из бедной крестьянской семьи, обладал прекрасным голосом и с 9 лет пел на клиросе в Успенкой церкви с.Романово, а с 15 лет управлял церковным хором, позднее преподавал церковное пение. В 1906-1916 годах о.Василий подвизался 6 лет в селе Баран. Незадолго до революции его рукоположили в сан диакона, а в 1922 году Разумов стал священником.

При храме открыт образовательный центр, есть библиотека и особая гордость – реликвии, найденные при земляных работах или подаренные прихожанами. Они лежат под стеклом, образуя небольшую музейную экспозицию.

А теперь – на колокольню! Виды, открывающиеся с высоты, конечно, прекрасны! Но путь к ним не прост. Каменные ступени поднимут только на один пролет. Потом, кажется, три или четыре деревянных лестницы. Звонарю – молодому человеку их преодолеть несложно. Про себя я такого сказать не могу. Но оно того стоило.

Здесь мы услышали две легенды, объясняющие название села Баран. По одной, будто бы в старину, воины-завоеватели собирали с местных жителей дань и зарезали у одной бедой женины единственного барашка. Но Господь не дал врагам дотронуться до мяса и обратил барана в камень. На том месте, где произошла эта история, решили построить церковь, заложив в фундамент окаменевшего барана.
А по другой версии каменный храм с колокольней и оградой был построен в 1782 году на месте деревянной Никольской церкви в центре села, которая стояла на возвышенной местности, похожей на бараний лоб.

Еще у батюшки есть подзорная труба – настоящий мини телескоп с очень хорошей оптикой, в которую он благосклонно разрешает посмотреть и даже помогает навезти резкость. Через нее я увидела: весна, действительно идет! Совсем скоро набухнут почки, на деревьях распустятся первые листочки, птицы по утрам будут петь еще звонче, а солнышко – теплее пригревать.

С добрыми эмоциями прощались мы с о.Романом и с искренней благодарностью за чудесно проведённую субботу.

p.s Обратно в Кострому решили проехать через Судиславль, чтобы по совету настоятеля храма во имя апостола Иоанна Богослова купить на главной площади в булочной свежего хлеба. Его выпекают совсем немного, но он, и правда, оказался вкусным, мягким, ароматным.
Посмотрели на закрытые двери краеведческого музея в бывшем доме купца Соколова, на единственное похоже целиком отремонтированное здание музыкальной школы (дом Невского), подивились на львов, бережно укутанных целлофановой пленкой на зиму.

Львы на парадном крыльце нынешней райбольницы, а прежде городской усадьбы, построенной купцом Иваном Третьяковым, — местная достопримечательность. Их, видимо, не так давно отреставрировали и потому берегут. Возможно, однажды, дойдут руки и деньги и до восстановления самого памятника архитектуры второй половины XIX века. Как указано на табличке, двухэтажный дом этот с зубчатой лепниной и угловым балконом – городская усадьба купца Первой гильдии, Почетного гражданина города Судиславля Ивана Петровича Третьякова.

Говаривают, что гостиной в свое время стоял концертный рояль фирмы «Беккер», который хозяину посоветовал купить Петр Ильич Чайковский. Но наверняка об этом неизвестно.

Если подняться по этой улице вверх к сосновому парку, то можно увидеть еще один большой купеческий дом, на котором большими буквами написано «Третьяков». Почему гостиницу в бывшей усадьбе еще одного богатейшего купца Кокорева решили назвать «Третьяков», сотрудники нам не объяснили, но любезно показали номерной фонд. Ночь с завтраком здесь стоит от полутора тысяч рублей.

На самом деле с точки зрения туристической интересно будет летом посмотреть сохранившиеся в Судиславском районе дворянские усадьбы.
Краеведческая литература указывает на Следово, Шишкино, Зиновьево, Савино, Поникарпово, Долматово. Село Шахово, известное с начала XV века, принадлежало галичскому князю – сыну Дмитрия Донского.
А в большом торговом селе Воронье, например, располагавшемся на торгово-почтовом тракте из Костромы через Галич в Чухлому и Солигалич, в XVIII веке в базарные дни собиралось до трех тысяч человек, стояли лавки, амбары для товаров, питейный дом, две церкви. На окраине работали свечной, кирпичный и кожевенный заводы.

Доведется, побываю и там, и обязательно расскажу, что видела и о чем узнала #Гдетоподороге.

ТЕКСТ АНАСТАСИЯ ФИШЕР
ФОТО АНАСТАСИЯ ФИШЕР и СВЕТЛАНА ПОПОВА

Help us improve the translation for your language

You can change any text by clicking on (press Enter after changing)

X