Влюбленная в маленький орган с человеческим голосом…

Влюбленная в маленький орган с человеческим голосом…

коллекция фисгармоний Татьяны Колесовой в Галиче входит в Ассоциацию частных музеев России

КОСТРОМАТУРС /22 ноября 2020г./
В Костромской области в городе Галиче появился первый частный музей. Коллекция фисгармоний галичанки Татьяны Колесовой этой осенью вошла в Ассоциацию частных музеев России.

Сегодня мало кому знакомо даже название этого редкого инструмента, а уж тех, кому посчастливилось слышать удивительно глубокий, почти человеческий голос домашнего органа, по всей России и наберется, пожалуй, всего несколько сотен. Двенадцать лет назад ровно так же фисгармония стала настоящим открытием и для Татьяны Колесовой.

Тогда необычный инструмент появился в Галичском краеведческом музее и директор Ирина Белова искала музыканта, способного оживить потерявший голос артефакт.
Да и немудрено было фисгармонии онеметь! Мыши, далекие от прекрасного, прогрызли меха из тонкой кожи и повредили толкатели. Разобраться в мудреном механизме взялся галичский краевед, инженер Николай Васильевич Сотников. Как привести фисгармонию в чувство, он придумывал сам: как мастер, как изобретатель. А когда дырки были залатаны, а детали отлажены, пришло время поднять крышку и пройтись по клавишам. Вот тогда-то и обратилась Ирина Геннадьевна к преподавателю музыкальной школы Татьяне Колесовой. Но даже ей, опытному музыканту, вдохнуть душу в инструмент оказалось ничуть не легче, чем восстановить его «плоть».

Татьяна Колесова вспоминает первые дни знакомства с фисгармонией:

У Николая Васильевича не было информации, как это работает, а у меня не было информации, как на этом играть. Не было ни нот, ни вообще какого-нибудь материала. «Методом тыка» всему училась: приходила, садилась за инструмент и искала путь к его душе. Тяжело было даже физически: очень болели ноги. На ней ведь не играл никто лет пятьдесят, а кожаные меха – как сапог, знаете, который лежит без дела: кожа сжимается, дубеет. Звук шел толчками, играла она только медленно — чтобы одна нота прозвучала, приходилось немало ногами поработать. Так я ее раскачивала-раскачивала, пока вдруг в один прекрасный день не почувствовала, что фисгармония «задышала», стала приятней звучать, и играть мне стало легче.

С тех пор Татьяна не сомневается: фисгармония – живая. И не только потому, что ее звук напоминает человеческий голос. Она откликается на все: на перепады температуры в зале, на смену давления в атмосфере, на то, кто сидит в зале и даже — с каким настроением. «Бывает, энергетика такая за спиной, что инструмент начинает захлебываться: не хватает звука, словно воздуха легким-мехам не хватает», — рассказывает музыкант.
Стоит ли говорить, что с самого первого дня знакомства Татьяна Колесова влюбилась в этот редкий инструмент. Пыталась искать информацию о ней, но даже вездесущий интернет терялся с ответом.
«Набираю «фисгармония» — нет информации вообще. Потом нашла видео, но только на иностранных сайтах. Познакомилась с очень интересным человеком – канадцем Родни Джантзи. Сейчас он один из моих лучших друзей. Я стала записывать видео своей игры, чтобы он посмотрел, подсказал что-то, даже создала свой ютуб-канал, чтобы была возможность отправлять ему записи. Родни ответил, что может прислать мне материалы для обучения, но все они будут на английском языке…»
И Татьяна выучила английский! Учила уперто несколько лет, теперь на ее страничке в соцсети много комментариев на английском: пишут со всего света такие же, как она сама, по-хорошему сумасшедшие люди, влюбленные в маленький орган с человеческим голосом.

Постепенно Татьяна стала искать инструменты в разных уголках России, по возможности выкупать их и восстанавливать. Те инструменты, что есть сейчас у нее в коллекции, чудом пережили первую мировую войну, революцию, гражданскую войну, Великую Отечественную войну и перестройку. Сегодня в собрании единственного в России музея фисгармонии три инструмента: два крепких, основательных «немца» — «дядька» Mannborg и фрау Liebig — и наша, российско-американская Zimmerman-Carpenter… Zimmerman — нежная и хрупкая «чахоточная барышня», как называет ее хозяйка. В устах Татьяны звучит этот эпитет не грубо, а жалостно, нежно и заботливо — по-матерински, пожалуй.

Недавно появилась в коллекции еще одна удивительная «малышка». Голосок ее Татьяна уже продемонстрировала слушателям, а вот имени «незнакомки» хранительница коллекции пока точно не знает — настолько редок и забыт этот музыкальный артефакт.
Татьяна Колесова, музыкант, коллекционер фисгармоний (г.Галич):

Это инструмент из класса гармоник. Очень похоже на гармонику Киршника, прабабушку фисгармонии и аккордеона. Надеюсь, смогу с помощью моих друзей по всему миру узнать ее «родословную». Сейчас меня поддерживают коллеги – музыканты, мастера-реставраторы и просто любители старинной музыки из Канады, Америки, Германии, Италии, Японии, Норвегии, Чехии, Индии. В нашей команде появился Сергей Валентинович Касик — великолепный мастер-настройщик фортепиано. Очарованный звучанием инструментов, он научился настраивать музыкальную часть фисгармоний.

Еще один необычный экспонат коллекции — Альбом духовной музыки священномученика митрополита Серафима Чичагова, написанный для органа и фисгармонии — книга редкая, ценная, роскошный фолиант. В концертах звучат произведения митрополита, исполненные именно на фисгармонии — так, как это и должно быть.
Татьяна Колесова, музыкант, коллекционер фисгармоний (г.Галич):

Звучащая фисгармония в современной России – большая редкость. Увы, сегодня практически полностью утрачены навыки реставрации, реконструкции, ремонта фисгармоний, и тем более — традиции музицирования и участия в концертных программах этих старинных инструментов. А ведь когда-то в России они были частью русской музыкальной культуры. Они были любимы и востребованы среди разных сословий и людей разного достатка и уровня образования. Они стояли в дворянских усадьбах и в классах консерваторий, в купеческих домах и в церковно-приходских школах, в католических храмах и домах православных священников. Я хочу, чтобы как можно больше людей в России узнали и полюбили эти необыкновенно душевные камерные инструменты. Их благородный звук оказывает на слушателей необыкновенное жизнетворное влияние. Успокаивается нервная система, снижается давление, пульс выравнивается, проходят головная боль, усталость, раздражение. Меняется настроение, и приходит состояние покоя и радости.

Со временем у Татьяны начал складываться небольшой концертный репертуар, а вместе с ним — желание всем вокруг показать это чудо — звучание фисгармонии. Такая возможность появилась в нынешнем году, когда три домашних органа Татьяны Колесовой обрели дом — пускай, не собственный, но очень гостеприимный. В краеведческом музее Галича фисгармониям отвели светлый и уютный зал. Посетители здесь могут не только полюбоваться невиданными «гибридами» фортепьяно и гармони, послушать те самые, удивительные — человеческие — их голоса, но и — при желании — получить мастер-класс игры на фисгармонии от хозяйки коллекции.

Сотрудники музея стараются подбирать в «музыкальный» зал экспозиции, «созвучные» прекрасным фисгармониям. Сейчас, например, стену за инструментами украшают чудесные женские портреты XIX века из фондов музея: с одного строго взирает представительница купеческого рода Вакориных, на другом молоденькая незнакомка игриво заглядывает в окно, а рядом — грустит безутешная молодая вдова.

«Музыка фисгармонии даже их не оставила безучастными. Я давала небольшой концерт впервые после размещения этих портретов в зале. Ноты во время игры стояли на подставке на фисгармонии. И вдруг они упали на краешек стола рядом с инструментом. Такое очень редко случается: любой музыкант вам скажет — это катастрофа, когда ноты на концерте падают. К счастью, я знала произведение на память и продолжила игру. Но не прошло и минуты, как ноты снова зашуршали — соскользнули со стола и рассыпались по полу. Словно дамы с портретов прошли в зал, чтобы было удобней слушать: сначала шелками задели подставку на фисгармонии, а потом кринолинами еще и на пол листы с нотами смахнули», — вспоминает Татьяна Колесова первое знакомство живописных дам с ее музыкой.

В мире, наполненном волшебной музыкой, оказывается, и такое возможно! Можете проверить — зал фисгармоний открыт для слушателей. Они едут в Костромскую область в город Галич со всего света.
Конечно, это не огромный туристический поток. Пока это тонкий ручеек редких ценителей прекрасного и неповторимого. Членство в ассоциации частных музеев станет для уникальной коллекции Татьяны Колесовой афишей, которую увидят во всем мире.
А значит, найдутся те, кто приедет в Галич — познакомиться с певучими гостьями из прошлого. Кроме того, участие в сообществе коллекционеров для музея «Возвращение фисгармонии» — это дополнительные возможности для его развития как путем участия в грантовых конкурсах, так и путем общения с людьми, так же увлеченными альтруистическими мечтами сохранить для потомков крупинки уходящей натуры, как хрупкая хозяйка уникального музыкального салона в Галиче.

ТЕКСТ ИННА КОЗЫРЕВА «Галичские известия»
ФОТО Инны Козыревой и со страницы Татьяны Колесовой в социальной сети.

Послушать, как звучит фисгармония, можно в выпуске подкаста на Костроматурс…

Help us improve the translation for your language

You can change any text by clicking on (press Enter after changing)

X