Посмотрим, как изменились залы после реэкспозиции в феврале 2024-го.
КОСТРОМАТУРС /Где-то по дороге. Кострома. Февраль.2024./
24 февраля Музей истории Костромского края пригласил гостей на обновленную экспозицию. Первый этаж полностью отдали современной военной истории, участию костромичей в боевых действиях и этапам спецоперации. Залы археологии отныне будут располагаться в другом корпусе. Видимо, это будет Пожарная каланча¸ где сейчас проводится масштабная реставрация.
В бывшей Усадьбе губернатора на Дзержинского, 9Б, конечно, имеется несколько стендов и интересных предметов периода прихода славян, когда на территории современных костромских земель еще жили финно-угорские племена.
Здесь же, для тех,кто интересуется темой, оставлю ссылку на видео о юбилейной научно-исследовательской Костромской археологической экспедиции на городище Унорож. Сегодня перед учеными открывается уже целостная картина заселения Галичского края, начиная от первобытного времени и заканчивая современностью. И продолжим знакомство с обновленной экспозицией в музее-заповеднике.
Сейчас на втором этаже в хронологическом порядке представлены редкие экспонаты, отражающие важнейшие вехи на костромской земле.
XVII век — Смутное время и призвание Михаила Романова на русский престол
XVIII век — визит Екатерины II и создание Костромской губернии
На фото ниже бюст Ивана Варфоломеевича Ламба — сына шотландского дворянина, в 1788 – 1796 годах — правителя Костромского наместничества и председателя Приказа общественного призрения. В годы его правления в Костроме строился кремлевский Богоявленский собор, Гостиный двор, начато строительство Больших Мучных рядов.
«Кабинет губернатора» с подлинными стульями, сохранившимися от интерьеров губернаторского дома.
В этой витрине внимание привлекла неброская надпись: «Глубокоуважаемому Сергею Ивановичу Бирюкову на добрую память от Л.Г. 10.V.1914.
Сергей Иванович Бирюков – последний костромской губернский предводитель дворянства (1914-1917), герой Бородинского сражения, участник Отечественной войны 1812 года.
Сергей Иванович был родом из семьи помещика в Смоленской губернии. В 15 лет был отправлен на военную службу и сделал замечательную карьеру, но после ранения был вынужден уйти в отставку. 29-летний подполковник женился на дочери костромского помещика. С супругой Александрой Алексеевной у них родилось 9 детей, поэтому недалеко от Костромы он купил у князей Вяземских село Ивановское (Подробнее почитать о роде Бирюковых на костромской земле можно здесь…)
Еще один дворянский род оставил добрый памятный след в истории Костромского края. Семья Черевиных владела усадьбой Нероново в Солигаличском уезде с XVII века. У Черевиных в Нероново была богатейшая библиотека (около 4 тысяч книг, изданных в XVII—XIX вв.), они приобретали картины, заказывали свои фамильные портреты. Портреты владельцев усадьбы кисти талантливого Григория Островского сейчас украшают один из залов Солигаличского краеведческого музея. (Смотрите в фотоотзыве, как выглядит Нероново сейчас).
В экспозиции Музея истории Костромского края выставлена кавказская наградная шашка и японский меч. Охотничьи ружья, наградные шашки дуэльные пистолеты, восточное японское холодное оружие хранилось в специальной комнате «охотницкой» на первом этаже усадебного дома Черевиных.
XIX век — развитие фабричного производства
Еще в 1787 году для руководства развитием мануфактурного производства в Костроме был создана Ремесленная управа. Вряд ли, если не расскажет экскурсовод или вы не прочитаете сопроводительный текст, быстро догадаетесь, что это за высокие трости в витрине.
Это «цеховой» посох. В цеха ремесленники объединялись по основным профессиям. Всего их было 8 и у каждого выбирался свой староста (старшина). Выборный староста имел отличительные знаки – посох и знак на цепи с символами ремесла – серебряный, сапожный, столярный, портной, кузнечный, малярный, печной, хлебный.
XX век — визит Николая II, большие испытания и серьёзные достижения советской эпохи.
Советский период, на мой взгляд, довольно скромно выглядит в этот раз. Но весь акцент современной истории, похоже, сосредоточен на первом этаже. Сейчас там все 8 залов знакомят с событиями специальной военной операции.
Ну, а мы с вами завершаем осмотр второго этажа. Аванзал, как и прежде, украшает великолепная шпалера XVII века из фондов Московского музея-усадьбы «Останкино».
Шпалеры – это настенные безворсовые ковры, вытканные вручную из шерсти и шелка. Такие полотна – кропотливы коллективный труд. Одни, особо умелые ткачи, выполняли лишь лица персонажей, другие – одежду или особые узорные мотивы, кто-то занимался фоном и каймой. Особое искусство требовало не только тонкого художественного вкуса, но и времени. Даже опытный мастер в течение года создавал не более полутора метров подобной ткани.
Текст и фото АНАСТАСИЯ ФИШЕР ТГ-канал Где-то по дороге
Help us improve the translation for your language
You can change any text by clicking on (press Enter after changing)