Глину не мять – горшков не видать: как воссоздать секреты древнего гончарства

Глину не мять – горшков не видать: как воссоздать секреты древнего гончарства

узнали участники археологической экспедиции «Унорож: путешествие сквозь века»

КОСТРОМАТУРС /Галичский район/ В Костромской области по итогам проведенной в 2018 году комплексной межрегиональной археологической и научно-познавательной экспедиции «Унорож: путешествие сквозь века» вышел в свет научно-популярный сборник. В нем собраны материалы не только научных изысканий, но и представлен успешный опыт образовательной и волонтерской работы во время экспедиции.
В августе 2018 года в археологических раскопках на городище Унорож активно работали школьники, студенты и волонтеры из Москвы, Казани, Йошкар-Олы, Ижевска, Санкт-Петербурга, Вологды, Тулы и других городов. Всего более 80 человек. Для них были организованы лекции, встречи с интересными людьми – учеными и археологами, проводились семинары и мастер-классы.

Большой интерес у участников вызвала серия интерактивных занятий «Древнее гончарство», которые провела сотрудник музея Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Анастасия Швецова. Ее рассказ о том, кто в наши дни и как воссоздает секреты древнего гончарства, также опубликован на страницах сборника, подготовленного Костромской археологической экспедиции.
Для нас же это – отличный повод вернуться ненадолго в лето и вспомнить, как «били, мяли, в огне сжигали, а он остался невредим и людям послужил».

По словам Анастасии Швецовой, керамику можно смело назвать первым искусственным материалом, которой изобрел древний человек. Произошло это в период неолита, примерно 5 -7 тысяч лет назад.

Анастасия Швецова, сотрудник музея Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского:

Одной из основных категорий находок являются фрагменты керамики, в т.ч. битых сосудов. Несмотря на массовость, керамический материал является очень важным для археологических исследований и выдает большое количество информации о людях, которые здесь проживали. По фрагменту керамики мы можем достаточно точно сказать, к какому периоду времени она относилась и какой группой людей была сделана, к какой культуре археологической можно отнести этот фрагмент или даже к какой народности.

На занятиях Анастасии Швецовой с говорящими названиями «Огня не страшусь, воды не боюсь», «Глину не мять – горшков не видать» участники экспедиции познакомились с технологиями, которые используют археологи при изучении древней керамики, узнали, как зародилось гончарство и как происходило его развитие. Попробовали сами воссоздать всю «производственную цепочку», начиная от добычи глины, замешивания ее с шамотом, непосредственно лепки сосуда и даже его украшения, подтвердив тем самым, что «не Боги горшки обжигают».
Кстати, чтобы получить максимально эффективный результат, температура для обжига глины должна быть около 700 градусов.

Оказывается, первые сосуды, которые начал делать древний человек, имели острое вытянутое донце – такая форма посуды была наиболее удобной для приготовления пищи в очаге (под острое дно подкладывали несколько крупных камней, а в образовавшуюся полость клали корящие угли). Горшки с плоским дном появились только в период бронзового века.

Анастасия Швецова, сотрудник музея Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского:

Древний человек придумал использовать некие формы — шаблоны, которые задали бы форму будущего изделия. Это могла быть какая-то деревянная основа, выдолбленная в дереве или обструганная с помощью каменного топора. Это мог быть шаблон, сшитый из кожи или шкур животных и набитый песком для больше твердости, могли быть какие-то крупные овощи или старый, уже ранее использованный сосуд. Такая заготовка-болванка покрывалась особым способом глиняными «лоскутиками», постепенно создающими объем будущего сосуда.

Увлекательный рассказ Анастасии слушатели не конспектировали, а буквально воспроизводили своими руками, огорчаясь, если что-то шло не так, и довольно улыбаясь, увидев, как пластичный комочек наконец-то принимает нужную форму. Результат получился самый что ни на есть настоящий hand made. И даже последний штрих – орнамент – жители XXI века наносили специальными приспособлениями из глубокой древности: окаменелостями древних моллюсков, зубчатыми штампами и перевитой веревочкой.
Таким образом, каждый горшочек оказался неповторимым авторским произведением.

ТЕКСТ и ФОТО АНАСТАСИЯ ФИШЕР

Смотрите видеозарисовку «Один день из жизни экспедиции: Унорож — путешествие сквозь века».

Help us improve the translation for your language

You can change any text by clicking on (press Enter after changing)

X