Дворяне Беклемишевы и храмы села Петровское в Подмосковье

Дворяне Беклемишевы и храмы села Петровское в Подмосковье

В середине XVI века село Петровское было отдано московским дворянам Беклемишевым: они имели осадный двор близ Кремля, их именем названа одна из кремлёвских башен – Беклемишевская.

/Где-то по дороге в Московской области/
Село Петровское – одно из старейших на территории современного Воскресенского района — первое упоминание о котором относится к 1472 году. Тогда оно перешло к княгине Софье Витовтовне – дочери великого князя литовского и жене князя московского Василия I. Развитию Петровского способствовали не только высокородные владельцы, но и его выгодное торговое положение – на тракте из Москвы в Коломну и далее – в Астрахань.

В середине XVI века Петровское было отдано известным московским дворянам Беклемишевым, они имели осадный двор близ Кремля и их именем названа одна из кремлёвских башен – Беклемишевская. Несмотря на то, что Петровское не раз межевалось и дробилось между различными владельцами, Беклемишевы сохранили за собой часть петровских земель вплоть до революции 1917 года.

Беклемишевы – один из старинных дворянских родов, который известен также и тем, что из него происходила мать Дмитрия Пожарского Ефросинья Федоровна. Дед Пожарского по матери Федор Иванович Берсень-Беклемишев владел соседним селом Марчуги, а его двоюродный брат Федор Григорьевич Беклемишев – Петровским.

Интересен храмовый комплекс села Петровского. Он включает в себя две церкви: руинированную деревянную и отреставрированную каменную. Первая, ранняя, – это храм Пророка Илии (по некоторым данным Казанской иконы Божией матери) 1717 года постройки. Некогда на этом месте стояла церковь, упоминаемая ещё в XVI веке.

Нынешний храм, по преданию, был перевезён сюда из другого места. Гранёный алтарь из бруса, рубленный «в лапу» – всё, что осталось от основного здания. В своё время храм состоял из четверика, рубленого «в обло» и обшитого тёсом, а также из колокольни. В советское время деревянная церковь использовалась в качестве зернохранилища и была утрачена в 90-е годы XX века – её распилили на дрова. Но даже то, что уцелело – редкий для Подмосковья пример деревянного зодчества XVIII века.

Эта старая деревянная церковь была центром жизни села, в том числе из-за того, что находилась через дорогу от базарной площади, где располагались чайная, лавочки, и велась бойкая торговля в ярмарочные дни, проходили народные гулянья.

Летом 2010 года, делая обмеры деревянного храма для проекта реставрации, меценаты — супруги Покровские обратили внимание на несколько заросших, поваленных и почти утопленных в землю старинных белокаменных плит в заалтарной части храма.

На расчищенных надгробьях с трудом, но все же удалось разобрать надписи. Оказалось, что здесь похоронены представители женской ветви Беклемишевых:
1. Болярыня (устаревшее от «боярыня», так церковно поминали дворян в старину) Наталья Фирсовна Беклемишева, родилась в 1737 г., преставилась в 1789 г.;
2. Дворянка девица Ольга Александровна Беклемишева, преставилась в 1840 г;
3. Глафира (?) Беклемишева, родилась 1773 г., преставилась в 1799 г.;
4. Варвара Наумовна Беклемишева, преставилась в 1750 г. 6 декабря;

То есть самое раннее захоронение с барочной белокаменной надгробной плитой с гербом Беклемишевых датируется серединой XVIII века. Как рассказывали старожилы, здесь лежали и другие беклемишевские надгробья, но их увезли в 1990-е годы, прельстившись на дорогой камень.

Покровские подняли сохранившиеся надгробья на фундаменты, отслужили литию. Позже группа других энтузиастов построила в Петровском существующий мемориальный комплекс. Основным мотивом в данном случае является связь рода Беклемишевых с Дмитрием Пожарским, щит которого представлен на гербе Воскресенского района.

Близ старой деревянной церкви сохранились обломки и более ранних могильных плит, относящихся, очевидно, к XVI – XVII векам. На них ещё можно различить характерные фрагменты «вилочковых крестов», солярные символы и орнаменты типа «волчий зуб». Также местные предания хранят историю о сводчатых склепах и даже о подземном ходе, соединяющем два храма.

Второй, ныне действующий храм – это каменная постройка в стиле классицизм 1812 года. Церковь на собственные средства возвела помещица Агриппина Ивановна Даудова, купившая часть Петровского в 1808 году.

Храм включает в себя массивный четверик с купольной ротондой, округлую трапезную с двухярусной колокольней, а также портики с белокаменными колоннами.
Ильинский приход села Петровского связан с именами двух новомучеников и исповедников. До революции в 80-х годах XIX века здесь родился будущий священник Александр Петрович Минервин, позже причисленный к лику святых. Его отец Пётр Павлович Минервин служил священником в Ильинском храме. А последним настоятелем Ильинского храма в 30-е годы XX века служил отец Геннадий Николаевич Лебедев, которого так же, как и Минервина, расстреляли в годы гонений на Церковь, и позже причисли к лику святых.
После закрытия в каменном храме размещалась колхозная машинно-тракторная станция, церковь серьёзно пострадала, полностью утратив внутреннее убранство.
Ильинских храм передали общине верующих в 1995 году, а с августа 1998 года здесь служит настоятель протоиерей отец Михаил Пшеничный. При нём храм отреставрировали, построили водосвятную часовню, облагородили петровский родник.

Об истории Петровского рассказал Денис Покровский
Фото Анастасия Фишер

Help us improve the translation for your language

You can change any text by clicking on (press Enter after changing)

X