начало в 17:00
«Весенние голоса» Иоганна Штрауса – одно из самых красивых сочинений короля вальса станет главным украшением первой весенней камерной программы Костромского губернского симфонического оркестра под управлением Павла Герштейна.
Главным, но не единственным. Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Феликс Мендельсон, Пётр Ильич Чайковский и Клод Дебюсси – 20 марта Большой зал оркестра наполнит изысканная классика.
Столько художественных направлений (и барокко, и венская классика, и романтизм, и даже импрессионизм), такие непохожие солирующие инструменты – от виолончели до кларнета, совершенно разные настроения – от светло-лиричного до сумрачного… Камерная программа обещает быть переменчивой, как сама весна.
Откроет концерт Соната №6 для флейты и клавира Иоганна Себастьяна Баха. С 1717 года на протяжении шести лет Бах служит в Кётене – капельмейстером при дворе князя Ангальт-Кётенского Леопольда, который ценит композитора и предоставляет ему полную свободу в сочинении светской музыки. В такой дружелюбной атмосфере Бах буквально расцветает – здесь рождаются его скрипичные сонаты, виолончельные сюиты, знаменитый «Хорошо темперированный клавир», а ещё семь сонат для флейты.
Ещё немного немецкой музыки, но уже романтической – Концертштюк №2 для двух кларнетов и фортепиано Феликса Мендельсона. Концертштюком называют концертную пьесу или виртуозное сочинение-соло. Два своих концертштюка Мендельсон написал в начале 1830-х годов специально для Генриха Йозефа Бермана – немецкого кларнетиста-виртуоза. Однако в исходном варианте эти сочинения предназначались для фортепиано, кларнета и… бассетгорна – особенного кларнета, своим звучанием больше напоминающего орган. В программе «Весенние голоса» сумрачный бассетгорн заменит второй кларнет.
Свою «Меланхолическую серенаду» Петр Ильич Чайковский посвятил в 1875 году выдающемуся скрипачу и педагогу Леопольду Ауэру. Это камерное сочинение предвосхищает скрипичный концерт и несравненное «Лебединое озеро», к созданию которого Пётр Ильич приступил спустя полгода.
Прозвучит в этот вечер Рапсодия №1 для кларнета и фортепиано Клода Дебюсси. Сам великий француз называл это небольшое произведение «приятным», а современники и потомки не могли не расслышать в нём чарующую звуковую магию, свойственную одному только Дебюсси.
Концерт истинной классики немыслим без музыки Вольфганга Амадея Моцарта, в программу включен его Квартет для флейты, скрипки, альта и виолончели. В 1777 году Моцарт впервые по-настоящему, серьёзно увлекается – начинающей певицей Алоизией Вебер. И пишет музыку, пронизанную любовью и надеждой.
Завершит программу сочинение, которое и дало название вечеру – вальс Иоганна Штрауса «Весенние голоса». Это был безусловный хит: музыкальные картины природы, пробудившейся от долгой зимней спячки, Штраус создал в 1882 году, а уже в 1883 году новому вальсу стоя рукоплескал зал театра «Ан дер Вин». После премьеры партитура разошлась по всей Европе, и везде «Весенние голоса» вызывали неизменно бурный восторг.