Кологривский краеведческий музей им. Г.А. Ладыженского

Кологривский краеведческий музей им. Г.А. Ладыженского

существует с ноября 1918 года

Что посмотреть в Кологривском краеведческом музее? Конечно же, творчество и коллекции короля акварели Геннадия Ладыженского. Этому посвящен весь второй этаж. Удивительно, как такой редкости экспонаты хранятся в глубокой российской глубинке – небольшом провинциальном городке Кологрив в Костромской области.

Чудак и нелюдим, Ладыженский жил искусством: много работал (хотя выставлялся редко, а в последние годы и совсем ничего не показывал на публике), преподавал в художественном училище и гимназии, собирал ценнейшую коллекцию живописи и антиквариата для будущего музея.
Но обо всем по порядку.

Кузнецов Н.Л. Портрет Г.А.Ладыженского. 1894

Геннадий Александрович Ладыженский родился в Кологриве в 1853 году в семье мелкого отставного чиновника Александра Никаноровича Ладыженского (потомка известного в России с XIV в. старинного дворянского рода) и Екатерины Мефодьевны Невзоровой.

 

Учился в Петербурге в Императорской академии художеств (1869-1879) по разряду архитектуры. В 1872 готовил чертежи и акварельные виды церквей XVI века в Ярославле, Костроме и Нижнем Новгороде.

За 10 лет, проведенных в Петербурге, Ладыженский стал профессиональным художником. Закончил с отличием академию, получил назначение на должность преподавателя рисования в Одесское реальное училище и в начале 1882 года переехал на юг, где провел более тридцати лет.

 

«Если, закрыв глаза, попытаться представить себе лучшее, что сделал Ладыженский, то, по-моему, это лучшее совпадает с первым десятком лет его житья в Одессе. Полный сил, молодых страстей, чуждаясь людей, бродил он по окрестностям, в порту и жадно писал, рисовал, наблюдал несравненную легкость красок, серебристость солнца новороссийского юга, еще непонятых и не оцененных в полной мере никем», – вспоминает его ученик, художник и писатель П.А. Нилус.

 

Мастер реалистического пейзажа, художник работал также как портретист, жанрист и анималист, блестяще владел техникой акварели.
В Одессе же художник увлёкся коллекционированием: посещал антикварные лавки, бывал на знаменитых одесских базарах, приобретал картины и рисунки художников, пополнял все растущую коллекцию сабель, мечей, пороховниц, ружей, монет. Покупал старинные вазы, кувшины, самовары, музыкальные инструменты, ковры.

В 1914 году Ладыженский вышел в отставку и вернулся в родной Кологрив, На родине он намеревался продолжить художественную деятельность, осуществить свою мечту – организовать музей. Свою коллекцию и многочисленные собственные произведения художник разместил в специально купленном здании в центре Кологрива.

После смерти Ладыженского в 1916 году его коллекция послужила основанием для создания Кологривского краеведческого музея, которому в 2003 году было присвоено имя художника (ныне – филиал Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). Именно в запасниках Костромского музея-заповедника сегодня хранится подавляющее большинство работ Ладыженского.
В настоящее время эта коллекция насчитывает более 3-х тысяч экспонатов. Это его живопись и графика, а также произведения декоративно-прикладного искусства — стекло, металл, уникальные произведения из дерева и мрамора, фарфоровые сервизы и вазы, мебель Екатерининской эпохи.

В музее можно увидеть картины известных русских художников: Крамского, Шишкина, Брюллова, Боровиковского, а также западноевропейскую живопись XVI – XIX веков.

Значительное место уделено также творчеству еще одного талантливого уроженца этих мест – Ефима Честнякова, обладавшего даром целителя и провидца. В «Честняковском зале» представлены его работы — портреты земляков, обрядовые сцены, народные гуляния, сказочные сюжеты, литературные произведения, глиняные скульптурки.

Есть в Кологривском музее и другие экспонаты, мимо которых просто так не пройдешь. Например, рога двурогого носорога или японские туфли сабо на деревянной подошве. В хорошем смысле конкуренцию им могут составить плетеные из лыка…нет, не лапти, а обувь наподобие сандалей. Называются они ступни. Умели мастера в прошлые времена плести и сапоги из лыка.

А настенные часы…ручной работы, вырезанные из дерева. Вторых таких на свете точно нет. Но и легенда о них не очень радужная.

Как в музее да без истории города? Посетителям расскажут о первых упоминаниях города Кологрива в летописях, об участии рати Ивашки Кологривца в освобождении Ипатьевского монастыря, о посещении императором Александром I города Кологрива. Посетители смогут увидеть различные монеты того времени, в том числе Сестрорецкий рубль, рукописные книги об устройстве города.

А после экскурсии можно прогуляться по уютным старинным улочкам Кологрива – подышать, как говорится, его историей. Или выйти на берег Унжи. Кологрив ведь называют гусиной столицей России. Если вы приедете сюда весной, то вполне вероятно сможете застать на берегу реки, практически в черте города сотни или даже тысячи диких перелетных гусей. Каждый год они делают здесь остановку (смотрите ФОТО). И в их честь с 2004 года здесь празднуют День гуся.

ФОТО АНАСТАСИЯ ФИШЕР (сделаны в 2017 году)
при подготовке публикации использованы материалы с сайта Костромского музея-заповедника.

Help us improve the translation for your language

You can change any text by clicking on (press Enter after changing)

X