КОСТРОМАТУРС /4 декабря 2020г./
Досочка к досочке, каждое бревно замаркировано, арочные конструкции и оконные рамы рассортированы – восточный корпус Ансамбля Торговых рядов временно «переезжает» с Красной площади из центра Солигалича на производственную базу.
Разбор деревянных конструкций двухэтажного здания, построенного в 1833 году, практически завершен. Подрядная организация спускается в цоколь. Его также кирпич за кирпичиком предстоит аккуратно разобрать, чтобы уступить работу на площадке археологам. Но уже к будущему Новому году в соответствии с условиями контракта, ряды должны предстать в том же виде, какими были в конце XIX – начале XX века.
Многие элементы и конструкции сохранились в хорошем состоянии. Поэтому не менее 60% деталей в отреставрированном ансамбле будут историческими. Кроме того, восстановить облик ансамбля максимально подлинно, без привлечения аналогов помогут архивные и фотографические материалы.
Памятник, который сейчас спасают реставраторы, был построен в 1833 году. Здесь, в центре города в начале века находилось около 60 деревянных лавок, соединенных в небольшие ряды – скобяные, красные, мясные, но все они сгорели в большом пожаре 1808 года.
В 1830 году губернские власти заявили о намерении выстроить в Солигаличе каменные торговые ряды за счет горожан.
Но денег на то не нашлось, а через какое-то время одна из московских газет писала: «Солигаличский Гостиный двор вновь отстроен в 1833 году и состоит из двух деревянных рядов на каменных фундаментах с погребами».
Практически два столетия служили ряды по своему прямому назначению, но постепенно ветшали, угрожали не только безопасности людей, но и производили удручающее впечатление.
Попытки что-то предпринять были и не одна. В середине 1990-х корпус-близнец привели в порядок, но без научной реставрации. Получился новодел, лишь условно в очертаниях повторяющий историческую постройку.
Александра Антипова, архитектор-реставратор:
Уникальность Торговых рядов в Солигаличе заключается в том, что это так называемая гражданская городская деревянная застройка первой трети XIX века. У нас ее сохранилось не так много. И если жилая застройка еще где-то мало, но присутствует, то подобных солигаличским рядам строений, действительно, в России нет.
Обратите внимание, они очень похожи на каменные ряды в Галиче, отчасти напоминают костромские. В те времена деревянная архитектура подражала каменной: мы видим большое вытянутое прямоугольное здание, обрамленное галереей.
Те же арки в дереве, круглые окна, хотя бревна подразумевают прямоугольные проемы. А здесь на парадном фасаде галерея с колоннами, арочные окна, большие двери – это все подражание традиционной классической каменой архитектуре.
Решение о реставрации уникального200-летнего памятника культурного наследия федерального значения в Костромской области было принято губернатором Сергеем Ситниковым. В 2019 году Солигалич получил статус исторического поселения регионального значения, что помогло привлечь в город дополнительные средства. В целом на проект в бюджете Костромской области предусмотрено 57 миллионов рублей.
Работы по расчистке строений начались в феврале 2020 года. Авторский надзор на объекте осуществляет ООО Реставрационная мастерская «Образ» (г.Москва).
На этом этапе разбора строения трудятся бригады ООО ГК Р.О.С.С из Санкт-Петербурга. Стаж работы у них не маленький, трудились на строительных и производственных объектах в разных регионах страны. Со спецификой деревянной реставрации также знакомы. Один из последних примеров – восстановленный рубленный храм 1740-года постройки в с.Туруново в Чувашии. В октябре храм освятили, сейчас в нем идут службы.
В Костромской области, по словам представителя подрядной организации, объект очень сложный, но интересный и творческий. Работа ведется в постоянном взаимодействии с авторским надзором.
Здесь строго следят за соблюдением техники безопасности, ведется видеонаблюдение, посторонних на площадку не допускают. Рабочие исключительно в касках, со страховкой. Из-за опасности обвала, прежде чем начать разбирать второй этаж, сначала пришлось выставить дополнительные стягивающие и усиливающие конструкции по всем стенам здания.
Сверху бревна сгружают краном на петлях с двух сторон. Важно не уронить и не повредить.
А еще ни в коем случае нельзя укладывать бревна и доски при разборе просто на землю. Исключительно на лаги аккуратно друг на друга – таково непременное условие, рассказали рабочие.
На бревна крепятся пластиночки с информационным кодом для специалистов. При строительстве использовалась в основном сосна, которой достаточно произрастает в солигаличских лесах и сейчас. Поэтому сложностей с заменой подгнивших элементов не возникнет.
Александра Антипова, архитектор-реставратор:
На самом деле объект хорошей физической сохранности. И он показывает, как работали с этим материалом здесь в начале XIX века. Видно, что работало несколько бригад — мы отмечаем разные способы сочленения бревен. Где-то это натяжные зубья, где-то очень простоя сборка даже без шипа, просто составлены друг к другу.
Тут не надо много переделывать и делать много замен. Дерево чистится, обрабатывается антисептическими и антипиренными составами для защиты от гнили, жука и от огня, а затем ставится обратно в сруб.
Больше волнует вопрос, как мы будем исправлять геометрию. Деформация составляет больше метра, потому что бревна пластичные: проседало основание, и они изгибались, поднимались.
Сейчас мы ничего не выкидываем, все хранится на базе. Во время экспертизы, если мы увидим, что бревно сильно повреждено и не может быть вылечено, то сделаем его копию из нового материала. Работа будет производиться плотницким инструментом с повторением способов обработки исторического бревна, с повторением его формы и всех конструктивных элементов.
Конечно, при разборе торговых рядов встречаются интересные артефакты. На антресолях в большом количестве обнаружились переписные книги, описи товаров, счета, говорящие о широком взаимодействии местных купцов с торговыми домами в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Костроме.
Или яркий пример — рекламная вывеска. За сотню лет ее никакая ржавчинка не взяла. Вот что значит купец отвечал за качество своего товара и за свою репутацию. «Вывеска на металле» указывала лавку, где в Солигаличе можно было приобрести замечательные резиновые галоши, сделанные в Риге на заводе «Проводник».
Кстати, ряды в Солигаличе не всегда были бело-голубыми. Графическая реконструкция колористического решения на период постройки корпуса в 1833 году указывает на подражание каменой кирпичной архитектуре, что, как уже выше сказано, было характерно для общественных зданий уездных городов.
При снятии поздней обшивки с колонн и дообследовании обшивных элементов подтвердилась ранее найденная красная покраска основной плоскости стен, имитирующая кирпичную поверхность, с темной покраской нижней части колонн.
Именно так первоначально выглядели отстроенные в 1833 году строения Торговых рядов.
Все же интересно, с чем солигаличане приходили на торг в базарный день. По свидетельству Ивана Кузьмича Васькова, составившего в 1792 году подробное описание состояния всех 15 уездов Костромского наместничества, включая исторические, географические и экономико-статистические сведения, еженедельные торги в Солигаличе проходили по средам и субботам.
Ежегодные в городе Соли Галицкой ярмонки бывают небольшие января 5 и декабря 24 чисел по одному дню, на которые приезжают купечества из Галича и Чухломы с мелочными товарами. Но большое число составляют поселяне Солигалицкаго, Кологривскаго, Чухломскаго, Галицкаго, Буевскаго, и Вологодскаго наместничества Тотемскаго уезду с хлебом разного рода, с мясами и кожами домашнего скота и всякими съестными припасами, произращениями, сельскими рукоделиями и приобретениями от ловли медведей, волков, рысей, лисиц, зайцов, белок и других зверей. Стечение народа на них бывает более 3 000, а цена товарам на каждой ярмонке до 20 000 рублей простирается.
Соль продавалась в казенных магазинах и мелочных лавках, табак из саратовских магазинов, соленую рыбу предпочитали покупать из Архангельска, а свежую – из Галича и Чухломы. Из Чухломы, кстати, «получали сухофрукты, виноградные вина и другие иностранные напитки». Их купцы – братья Юдины меняли на свои товары в порту Архангельска, но об этом другая история…
Итак, сейчас начинается разбор подвальных помещений. Впрочем, эксперты отмечают, что как такового фундамента здесь и не было. «Шурфовка показала, что от земной поверхности здесь всего сантиметров 30 – это и есть а-ля фундамент. Здание держалось за счет подпорной стенки, но как только нарушилось водоотведение, все сразу поползло», — рассказала Александра Антипова.
«Половина Костромы на таких «фундаментах» стоит», — поддержал коллегу директор ОГБУ «Наследие» Сергей Ревичев. Объяснение тому, почему «гуляют» ряды и земля под ними – есть, а решение «как это остановить» — будет принято после археологических исследований.
Александра Антипова, архитектор-реставратор:
Когда сменился строй и перестали работать с площадью, с водоотведением, частично засыпали Шашков ручей, нарушился баланс. И ряды тут же пошатнулись и «поплыли». То, что мы получили сейчас смещение в горизонтальной и вертикальной плоскости, криволинейность всего — как раз связано с тем, что они изначально были построены достаточно слабовато с точки зрения конструкции. И нарушение внешних факторов сразу дало уход в аварийное состояние. Все внутренние конструкции сейчас наполовину упали уже сами по себе, подпорная стена со стороны площади тоже завалилась, она руинирована фактически.
Сергей Ревичев, директор ОГБУ «Наследие»:
На Торговые ряды «давит» центральная часть площади – асфальт и нагрузки на него. Грубо говоря, « новый культурный слой», который еще не стал культурным, но станет лет через 100, давит, нарушая сложившуюся геометрию.
Исторический фундамент воссоздавать мы не будем, только верхнюю кирпичную часть цоколя. Поэтому основание следует максимально укрепить и зафиксировать по технологиям, которых раньше не было. Весь участок будет отсыпан песком, установлены буронабивные сваи и ростверк. То есть мы его максимально зафиксируем.
Но прежде еще предстоит большой этап археологических работ. Ансамбль торговых рядов расположен на территории памятника археологии «Участок культурного слоя правобережного посада, XIV-XVIII вв». Специалисты отмечают, что в Солигаличе мало данных по археологии. На другой стороне реки на Городище раскопки проводились, а в этой части города – нет. Поэтому для ученых сейчас, конечно, замечательный шанс «копнуть поглубже». Причем в реальном смысле.
На основании проведенной геологической разведки культурный слой под рядами может составлять от 2-х до 7-ми метров. И это своего рода вызов археологам ОГБУ «Наследия». Уже сейчас они тщательно продумывают план предстоящих работ: и как работать на такой глубине, и как «держать семиметровую стенку» в раскопе.
«Здесь не проводились полномасштабные археологические исследования. Результатом планируемой работы станет — более глубокое изучение и понимание истории застройки, быта, культуры посада города, солеваренного торга и особенностей бытования края в целом», — рассказали в Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области.
Как было удержаться и не спуститься в подвал исторического здания, который точно уже никогда не повторится?! Еще пару недель и «родная» известковая кладка останется только на фотографиях и в научных отчетах.
Луч фонарика выхватывает случайные предметы. Много мусора, амбарные книги, каталоги печатной продукции и какие-то книжные карточки, похожие на библиотечные формуляры. И как тут не вспомнить, что солигаличская земля связана с именами декабриста и литератора П.Д.Черевина, книгоиздателя и просветителя И.Д.Сытина, предпринимателя и публициста В.А.Кокорева.
Все ценные находки будут бережно очищены, отреставрированы и переданы на хранение в музей либо составят выставочную экспозицию в самих отреставрированных рядах.
Что будет в 2022 году, когда отреставрированный корпус уникальных торговых рядов вновь появится на своем историческом месте на Красной площади в Солигаличе? Сохранят они свое первоначальное предназначение, станут достопримечательным объектом показа, откроют в них музей или гостиничный комплекс во многом зависит, в том числе, и от районных властей.
А как это видит архитектор, который последний год особенно плотно работает с памятником? «Моя-то мечта глобальная, — говорит Александра Антипова, — чтобы Красную площадь города взяли на вооружение и начали приводить в порядок именно ее ансамблевость».
Александра Антипова, архитектор-реставратор:
Я считаю, что ряды должны служить обязательно, потому что любое здание, тем более деревянное, должно эксплуатироваться. Насколько хватит местной промышленности, чтобы их заполнить, как торговые, это уже другой вопрос.
Моя мечта глобальная – поработать с площадью в целом, в едином комплексе. В свое время в 1995 году, когда разобрали старые ряды и построили заново, не повторив в большей части ни архитектурных, ни декоративных элементов, они уже не смотрятся, конечно. И будет странно, когда мы поставим эти, как они будут в комплексе взаимодействовать с другими рядами.
Конечно, хочется, чтобы Красную площадь города взяли как-то на вооружение и начали приводить в порядок именно ее ансамблевость. Исправить те ряды, хотя бы декор вернуть родной. Чтобы небольшой торг, который здесь собственно и был еще с момента Соли варенной до XVIII века, постепенно возвращался. Обратить внимание на снесенную в начале ХХ века колокольню и Крестовоздвиженский собор, который используется не по назначению. В настоящее время даже непонятно, что это площадь на самом деле – нет ни кольцевого объезда, ничего.
Поэтому было бы хорошо, если бы наша реставрация дала толчок к работе с территорией, со всем городским пространством.
ТЕКСТ АНАСТАСИЯ ФИШЕР
ФОТО Анастасия Фишер, редакция газеты «Солигаличские вести», с сайтов adm44.ru и кострома100.рф
Help us improve the translation for your language
You can change any text by clicking on (press Enter after changing)