Движение, превращающее Нерехту в город для фолк-паломничества

Движение, превращающее Нерехту в город для фолк-паломничества

музыканты рассказали, чем им понравился фестиваль «Русский рожок»

КОСТРОМАТУРС /13 июня 2019г./ В третий раз в городе Нерехта в Костромской области прошел Всероссийский фестиваль «Русский рожок». Самобытный и оригинальный праздник собрал на костромской земле талантливых исполнителей рожечной музыки и ценителей народной культуры.
Исконно русский пастуший рожок не имеет аналогов среди музыкальных инструментов всего мира. И в каждом регионе он звучит по-своему — с особым тембром и выразительностью.

«Цель фестиваля — возродить уникальную русскую народную культуру пастушьей артельной трубли. С древних времён рожок звучал на выпасе, во время пиршеств, скоморошьих гуляний и военных действий. Сейчас хоры рожечников исполняют танцевальные и песенные мелодии», — рассказала заслуженный работник культуры Людмила Осипова.

«Я приехал из Смоленска. Звуки смоленского рожка отличаются от нерехтского или владимирского. Вообще, всем присутствующим очень повезло — сюда приехали подлинные мастера, это редчайшее удовольствие и огромное достижение вашего города», — поделился впечатлением участник фестиваля «Русский рожок» Владимир Платонов.

Музыкант с мировым именем Аркадий Шилклопер уже во второй раз приезжает в небольшой старинный городок. Всероссийский фестиваль «Русский рожок» в Нерехте значится обязательным к участию в напряженном гастрольном графике. 14 июня он играет в Кремле вместе с Денисом Мацуевым, в начале июля его ждут в Бельгии на Интернациональном Симпозиуме валторнистов, затем несколько дней в Елабуге и еще фестиваль во Флоренции.

На вопрос «почему это так важно для него?», Аркадий Шилклопер отвечает: «Это не только мне важно, важно всем профессиональным музыкантам вернуться к своим корням. К сожалению, мы оторваны от них. И давно».

Аркадий Шилклопер, музыкант:

Вернуться к себе, к своим традициям, к своим истокам — это важно. Вся академическая музыка, которая сегодня существует, к сожалению, оторвана от традиций. Зачастую, к сожалению, в этой придуманной музыке нет глубины, нет силы, нет энергетического импульса. Мы воспринимаем академическую музыку просто ушами, работает мозг, работает голова. Но… молчит сердце, молчат корни, естество молчит. Поэтому я считаю, что такого рода фестивали не просто необходимы, а это вообще счастье, что такой фестиваль появился.

Для слушателей в Нерехту Аркадий Шилклопер привез два музыкальных инструмента. Свой, как он выразился, постоянный альпийский рог и инструмент, очень похожий на владимирский рожок. «Он подлиннее немножко и в нем нет отверстий. Хроматизмов там нет, поэтому я могу играть только обертоновый строй. Собственно говоря, это маленький альпийский рожок, который в Германии, например, назывался пастушьим , в Италии — пасторальным. А в музыкальную историю он вошел как корно пасториччио. Для этого инструмента даже Леопольд Моцарт написал «Пасторальную симфонию». Я неоднократно исполнял это произведение именно на этом рожке. И сегодня решил показать его здесь», — рассказал известный российский валторнист и композитор.

Фестиваль «Русский рожок» в Нерехте объединил в себе традиции не только инструментальные, но и вокальные. У многих артистов, поднимавшихся на сцену, в программе были и песенные номера. Протяжную грустную балладу о любви исполнил Хор рожечников «Зубцы» из Москвы. Юрий Щербаков из Волгограда вместе с супругой исполнили красивые казачьи песни и патриотичные военные, Московский хор рожечников впечатлил многоголосьем и игрой на различных старинных музыкальных инструментах.

Один гость среди участников фестиваля выделялся и нарядом, и внешностью. Виктор Жалсанов приехал в Нерехту из Улан-Удэ, чтобы продемонстрировать, как красиво звучит бурятский народный инструмент хун шуубун хуур. Это старинный щипковый инструмент всего с двумя струнами, его гриф венчает голова лебедя (по бурятски хун шубуун). Птица лебедь — прародительница большого бурятского рода.
Игру на нем Виктор освоил сам. По образованию он драматический актер, а фольклором, сохранением и популяризацией народных традиций занимается, что называется, по зову сердца.

«В нашей народной культуре и эпосе тоже много уделяется скотоводческой теме. Алтай, Монголия, Бурятия – на этих территориях разводят лошадей, верблюдов, коз, овец, коров. Обязательно есть пастух. Человек-пастух понимает повадки этих животных, знает знаки природы. Национальная народная музыка, история наших народов, культура – все пересекается. Дома в Бурятии мы тоже занимаемся этой темой и в этой связи очень интересно опыт этого фестиваля и его участников посмотреть», — рассказал Виктор Жалсанов.

«Мы рады, что есть последователи, которым интересна эта уникальная культура. Мало где она сохранилась, но сейчас всё больше возрождается — в Твери, в Москве, в Ярославле, и везде по-своему уникальна. Красота России в этом «разноцветье» раскрывается», — отметил участник ансамбля «Нерехтский рожечный хор» Сергей Киселёв.

А отзыв музыканта Бориса Базурова из Москвы, который он оставил на своей странице Вконтакте говорит сам за себя:

«Русский рожок» в Нерехте это ЛУЧШИЙ федеральный этно-фест РФ! Во всяком случае, для меня и на этот день. Потому что, только здесь настоящее Этно по месту, традиции и людям. Без колхоза и фэйклора. С pre-jazz ancient impro. И не только русской, но и всей российской современной традиционной музыки. Ибо уровень worldwide. С Жалсановым, Шилклопером и Щербаковым. С непоседливыми итальянцами и штатниками. Думаю, подтянутся и другие с разных уголков мира. И всех их объединила древнерусская «дудочка» в бересте <…>
Не думал, что когда либо буду хвалить МинКульт РФ. Молодцы, что услышали нерехотцев! И поддержали. Киселёвых, Ефремова, «Русичей» и всех молодых.
Поклон местной администрации за движение, превращающее Нерехту в город для фолк-паломничества! Так держать и впредь!!!

ТЕКСТ АНАСТАСИЯ ФИШЕР

ФОТО АНАСТАСИЯ ФИШЕР, АННА ВОЛКОВА

Help us improve the translation for your language

You can change any text by clicking on (press Enter after changing)

X