Советская живопись с налетом «ориентализма»

в Романовском музее работает выставка «Художники Таджикистана»

В Романовском музее в Костроме с 9 февраля экспонируется колоритный, выставочный проект «Художники Таджикистана». Главная тема – возвращение домой – объединяет творчество двух разных по мировосприятию живописцев – учителя и ученика, Алексея Бесперстова и Владимира Глухова. Среди снежной морозной зимы необычно оказаться в яркой солнечной Средней Азии.

Владимир Глухов широкими смелыми мазками ослепляет привыкший к размеренному спокойному равнинному пейзажу взгляд. В первый момент даже хочется зажмуриться от этих контрастных сине-красных, желтых пятен. Все нарочито крупное, выпуклое, выпирающее, бесцеремонно в тебя вторгающееся. За этой смелостью кто-то видит явный талант, называя художника «русским Гогеном» и отмечая его способность соединить цветовой символизм с элементами фольклора.
А кто-то наоборот, спешит в соседний зал, чтобы утонуть в прохладе горных озер и ощутить чуть переспевший сочно-янтарный вкус винограда.

Таджикистан Алексея Бесперстова совсем другой. Реалистичный, неторопливый, прожитый, прочувствованный каждой трещинкой на ладони. Горные долины и скрывающаяся где-то в тумане дорога-серпантин, катание на осликах, цветущие деревья во дворах – это родина, которая в сердце каждого рожденного там.

Интерес к советской живописи с налетом «ориентализма» в последние годы вызывает все больший интерес. Для специалистов, искусствоведов и простого зрителя становится интересным своеобразный сплав культур, в творчестве советских мастеров, работающих в Средней Азии и усвоивших как классическую западную школу живописи, так и особый, свойственный только Востоку символизм и свободу открытого цвета. «Получается, что как таковой таджикской живописи до последнего времени не существовало. Таджикистан и Узбекистан мы воспринимали, прежде всего, через декоративно-прикладное искусство», — рассказала пресс-секретарь Костромского музея-заповедника Дарья Завьялова.
В Костроме на выставке «Художники Таджикистана» можно увидеть произведения Алексея Бесперстова и Владимира Глухова из собрания московского коллекционера и мецената, основателя Фонда поддержки искусств и музейной деятельности Юлии Вербицкой.
Дарья Завьялова, пресс-секретарь Костромского музея-заповедника:

Оба художника получили образование в Москве и Петербурге. Живешь вроде бы в Таджикистане, но внимаешь все-таки классическому искусству и учишься у русских. Это влияние в живописи как раз очень остро ощущается. Учитель — Алексей Бесперстов показывает нам очень мелодичную тонкую созвучную грань меду Россией и Таджикистаном. По колориту его работы не такие насыщенные, не такие выжигающие, как у Глухова. Бесперстов более тактичный, негромкий что ли. И здесь очень много реализма.

Манера писать Вадима Глухова не типична для Центральной России. Художники здесь творят без таких эмоциональных колористических экспериментов. «Но среди зимы подобная выставка очень хорошо. Свежо, ярко. «Если бы была возможность, я накупила бы дынь, разложила бы здесь на большом столе в зале среди картин, надрезала их для аромата, по бокам еще разломила бы пару гранатов. Вот тогда бы для меня Таджикистан состоялся!», — с улыбкой поделилась своим мнением Дарья. Того же, кто пришел на открытие выставки и чьи корни из того солнечного края, и без этих вкусных плодов переполняли эмоции. Искренне от всего поблагодарил организаторов и устроителей выставки в Романовском музее председатель Костромской областной общественной организации «Объединенная Среднеазиатская община» Сергей Хусаинов. Он говорил о ценности дружбы народов, о добром соседстве двух государств и о возможности через искусство еще ближе и лучше узнавать друг друга.

После Костромы выставка отправится по другим городам центральной России, чтобы через несколько месяцев оказаться на родине художников в Таджикистане. Проект завершится в Душанбе.

текст ТАСЯ ЭСКИНА

фото Тася Эскина и пресс-служба Костромского музея-заповедника

Help us improve the translation for your language

You can change any text by clicking on (press Enter after changing)

X