коллекцию вееров XVIII–XX вв. можно увидеть в Музее зарубежного искусства
В Ярославе в Музее зарубежного искусства до 1 июля работает выставка «Орудие лукавства и притворства». Это коллекция вееров Ольги Затеевой (г.Москва) XVIII–XX вв. из Китая, Франции, Италии, Испании, Австрии, Германии и России.
Золотым веком веера, привезенного в Европу из Китая португальскими мореплавателями в XVI в., стал период правления Людовика XIV (1638–1715) до окончания царствования Людовика XVI (1754–1793). Веер соединил в себе мастерство кружевницы, гравера, живописца, резчика, ювелира.
В Российскую империю веера завез Пётр I в XVIII веке, при Екатерине II стали неотъемлемой частью дамского туалета. В основном веера привозили в Россию из Китая, Франции и других европейских стран в качестве дорогих подарков, но были и местные произведения. Эти «снаряды для навевания на лицо прохлады», даже обветшавшие со временем, бережно хранили и передавали по наследству.
Век кокетливых маркиз и обольстительных кавалеров создал язык веера. Журнал «Смесь» в1769 году писал: «знающие женщины умеют опахалом изображать разные страсти: ревность, держа у рта свернутое опахало, не говоря ни слова; непристойное любопытство, сохраняя стыдливость, закрывает лицо развернутым опахалом и смотрит на того сквозь кости опахала, на что стыдно смотреть простым глазом, а любовь играет опахалом, как младенцы игрушками, и делает из него все что хочет».
Мода на веера – эти милые орудия лукавства и притворства – сохранялась до 1920-х годов, в наши дни веер представляется оромантизированным свидетелем былых эпох, желанным артефактом в руках коллекционеров.