Что вы знаете о кружевах?

образцы Галичского кружева XVIII – XIX веков в этнографическом очерке Татьяны Кринициной

Как появилось кружевоплетение в Костромской губернии, сведений нет, но в конце XVIII столетия в городе Галич уже сложился вполне определенный тип кружева с особыми, только здесь известными узорами и особой манерой исполнения. Именно в силу своей трудоемкости галичское кружево, для изготовления которого используется очень большое количество пар коклюшек, менее распространено, чем более простое вологодское.
Уникальную работу по сохранению, изучению и обучению секретам галичского кружева проделала Татьяна Александровна Криницина. Ее этнографический очерк «Галичское кружево. XVIII – XIX столетия» размещен в новом электронном издании Музея-заповедника «Костромская слобода» в научно-популярной серии «Традиционная народная культура Костромского края».
Татьяна Александровна — известный в Костроме и далеко за её пределами мастер кружевоплетения и вышивки, собиратель старинных коклюшечных шедевров Костромского края.
Из ее рассказа читатель узнает, что галичское кружево плели многопарным, самым трудоемким способом плетения. Количество пар коклюшек доходило до 900-т, ширина кружева при этом была пятьдесят-семьдесят сантиметров. В XVIII веке галичское купечество было настолько богатым, что дочери и жены купцов занимались кружевоплетением для удовольствия, это было их домашним рукоделием. Расцвет кружевоплетения в Галиче относится ко второй половине XVIII и первой четверти XIX столетия. Все кружево того времени предназначалось для парадных декоративных полотенец и подзоров из тонких фабричных белых тканей. Нити для кружева использовали в этом случае очень тонкие, льняные, до трехсотых номеров.

Галичские мастерицы-кружевницы создали свою художественную манеру в кружевоплетении. Кружева были особенно изысканными по гамме, где цвет в каждой форме орнамента перетекал от теплого, мягкого охристого в холодноватый серо-зеленый, объединенный общим золотистым рельефным контуром. Красота этого тончайшего многопарного кружева усиливалась множеством ажурных решеток, заполняющих середину мотивов. Богатство оттенков цветного шелка на нарядных галичских кружевах дополнялось еще и сиянием серебряных или золотых мотивов из металлических нитей, создавая сложную гамму прозрачного узора. В орнаментику галичских кружев, кроме птиц-пав, стерегущих цветущий куст, входят человеческие фигуры, лани, олени, грифоны, двуглавые орлы.

Когда в 1830-е годы XIX столетия начался выпуск машинного тюля и кружева, ручное кружевоплетение приходит в упадок. Спустя некоторое время в России стали организовывать школы кружевоплетения, к трехсотлетию дома Романовых в 1913 году действовало свыше 60-ти таких школ. Заботу о сохранении предметов народного искусства проявила и Костромская губернская ученая архивная комиссия и Костромское научное общество. С целью восстановления былого мастерства, земством были организованы школы для крестьянских детей, в том числе и в Галичском уезде в деревнях Шокше и Челсме. В этих бесплатных школах дети 12–13 лет два месяца обучались у платной мастерицы-кружевницы. Школа просуществовала более 2-х лет. Еще в 1979 году в Челсме сохранялся дом-пятистенок, в котором в 1912 году учились зимой дети из окрестных деревень. В 1913 году была устроена выставка изделий народного творчества и на ней были представлены работы детей из деревенских школ.

Образцы галичского кружева XVIII – XIX вв. в настоящее время хранятся в фондах Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также в частных коллекциях и музейных собраниях Москвы и Санкт-Петербурга.

фото из электронного издания Музея-заповедника «Костромская слобода»

Help us improve the translation for your language

You can change any text by clicking on (press Enter after changing)

X